Киокусин, что в переводе с японского означает «общество высшей истины» — это стиль карате, основанный Масутацу Ояма , одним из самых знаменитых представителей боевых искусств, в 1950-х гг.
Киокусин считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей данного вида спорта.
Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл его спортивной жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства и пропаганде киокусин как “карате для миллионов”.
За более чем полвека существования карате Киокусин прочно утвердилось среди боевых искусств, следствием чего стало стремительное развитие и впечатляющие достижения спортсменов этого вида спорта.
Киокусин – один из наиболее зрелищных видов единоборств. Поединки проводятся без защитного снаряжения, где у спортсменов во время боев полный контакт. Правилами запрещены удары в голову руками.
Киокусин, таким образом, завоевал популярность уже во многих странах, а также лёг в основу некоторых других стилей карате.
Биография Сосай Масутацу Ояма
Масутацу Ояма (настоящее имя Ёнг И-Чой (Yong I-Choi)) родился 27 июля 1923 года в деревне недалеко от южно-корейского города Гунсана. В раннем возрасте он уехал в Маньчжурию, а затем в Южный Китай, где жил на ферме своей старшей сестры. Когда ему было 9 лет, он начал изучение одной из форм китайского кемпо, называемый «Восемнадцать рук», у мистера Ёи, работавшего на ферме в это время. Когда Ояма вернулся в Корею в возрасте 12 лет, он продолжил свое обучение боевым искусствам, тренируясь в корейском кемпо. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он покинул Корею и уехал в Японию, чтобы стать летчиком. В это время ему хотелось стать героем, первым корейским боевым пилотом. Его намерения могли подвергнуться серьезным и тяжким испытаниям, он мог бы не выжить в таком возрасте, особенно являясь корейцем в Японии. Если бы Ояма не поступил в авиационную школу, он бы оказался у «края дороги»
Начало Киокушинкай
Ныне действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же году было принято окончательное название Киокушин, означающее «абсолютная истина». С того времени Киокушин продолжал распространение в более чем 120 странах и количеством более 10 миллионов человек, сделавшись одной из самых больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в Киокушине практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан).
Неужели конец? Печально, но Сосай Масутацу Ояма умер от рака легких в возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу). Это привело к множеству экономических и политических ответвлений в мире Киокушинкай, проблемы которых все еще разрешаются. В конце концов, результатом может быть раскол Киокушин, похожий на то, что произошло со стилем Шотокан после смерти Гитина Фунакоши. Когда каждая группа или организация будет требовать стать единственным и настоящим наследником Киокушина Оямы и духовно и даже финансово. Одним из австрийских репортеров, часто писавшим о Киокушине, совсем не в шутку было сказано, что Масутацу Ояма сам создал суматоху внутри всей организации, т.к. хотел, чтобы Киокушин остался после его смерти. Однако, разумно поверить, что все группы Киокушинкай, независимо от их специфики, поддерживают все же стандарты, установленные Оямой. Может быть, со временем Киокушин и будет жить, как хорошая большая семья, но как и во всех больших семьях, некоторые дети иногда покидают «отчий дом» и начинают жить своей семьей. Некоторые из отколовшихся таких групп остались верными принципам Киокушин (такие как шихан Стив Арнейл в Великобритании). Многие другие, такие как Шигиру Ояма в США, выбрали путь развития своего собственного стиля, в основе которого лежит Киокушин
Иероглифический символ Кёкусинкай
Наиболее часто встречаемая трактовка символа «Кёкусинкай» — «союз абсолютной истины»,
хотя встречаются и такие переводы как, например, «общество предельной реальности».
Как правило, кандзи «Кёкусинкай» изображаются в каллиграфическом исполнении.
Слово «Кёкусинкай» состоит из трёх иероглифов:
• кёку (яп. 極, предел, полюс);
• син (яп. 真, правда, действительность, реальность, истина);
• кай (яп. 会, организация, общество, союз).
Название же «Киокушин кайкан» записывается четырьмя иероглифами:
極 真 会 館.
Иероглифы «кай» и «кан» образуют слово «кайкан», которое в современном японском языке имеет значение «здания, построенного с целью проведения в нем собраний, совещаний или обрядов». Однако в контексте названия «Киокушин кайкан каратэ-до» слово «кайкан», с учетом значений образующих его
иероглифов, можно расшифровать как «дом (кан – 館), в котором собираются члены общества (кай – 会), объединенного практикой каратэ-до Киокушин».
Ключевым в названии «Киокушин кайкан», конечно же, является полное глубокого символизма слово «Киокушин», выражающее центральную идею школы Оямы Масутацу и поддающееся различным интерпретациям.
Если исходить из современных и наиболее употребительных значений иероглифов «киоку» и «шин», название «Киокушин» можно перевести как «абсолютная истина». Поэтому слово «Киокушинкай» часто переводят как «Союз абсолютной истины».
Однако сам Ояма Масутацу в своей известной работе «Философия Кёкусин» раскрывает значение слова «киокушин» через словосочетание «макото-о кивамэру», что означает «доискиваться правды» или «доходить до конца в постижении истины». Нет, Ояма не претендовал на знание «абсолютной истины», он лишь звал своих последователей к ее постижению! Есть ещё и другая интересная трактовка. В книге «Воспитай дух воина и тебе не будет равных», в главе «Школа. Что это такое?» Ояма трактует «Киокушинкай» — как «подлинное, настоящее каратэ», сравнивая его с существующим каратэ бесконтактным, которое он считает «не настоящим каратэ», из-за отсутствия в нём реальных ударов в поединках. Но это еще не всё. В самом названии «киокушин» зашифровано прямое указание на то, как именно следует искать истину, что нужно для этого.
Дело в том, что иероглиф «шин» (кит. чжэнь – 真) выражает специфическое понятие китайской (и шире — дальневосточной) философии и культуры. В отличие от западной и индийской философии, где понятие «истина» имеет главным образом онтологический смысл, в китайском понятии «шин» сильнее выражен смысл ценностно-нормативный. В древнейшем китайском словаре «Шо вэнь цзе цзы» «чжэнь» толкуется как «превращение человека, вознесшегося на небо». Впервые в философском контексте понятие «чжэнь» использовал даосский мудрец Чжуан-цзы (около 369 — 286 до н. э.) как обозначение подлинности бытия и предела искренности в человеке, необходимого для того, чтобы обрести утраченное единство с окружающим миром, постичь Путь-Дао, управляющий жизнью вселенной. Именно в этом значении иероглиф «чжэнь» используется во многих философских текстах дальневосточной традиции.
Иероглиф «киоку» (кит. цзи – 極) в китайской философской традиции соотносится с понятием «ри» (кит. ли – 理), которое обозначает абстрактный принцип или закон, а также предельный стандарт и высший идеальный прототип какой-либо вещи. У космоса тоже должен быть предельный стандарт, высший и всеохватывающий. Он охватывает всё множество ри вещей и является их высшей совокупностью. Он называется Тай-цзи – «Великий Предел». Соответственно, «Киокушин» – это, прежде всего, «предельная искренность», без которой невозможно постижение истины, подлинное познание боевого искусства, достижение вершин – пределов – мастерства.
Действительно, Ояма видел высшую цель каратэ-до в поиске абсолютной истины на пути воинского искусства, что превращало практику Киокушинкай в своего рода религиозный ритуал, путь самопознания. Мастер решительно отстаивал духовные ценности Будо каратэ — каратэ как Пути постижения и совершенствования себя посредством практики боевого искусства, — противопоставляя их корыстной мотивации профессионального спорта. Преобладающему в профессиональном спорте духу самоутверждения он противопоставлял характерный для Будо дух самоотрицания.
Символ Канку
Символ Канку происходит из ката Канку-дай. В этом ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ.
Точки в канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение.
При жизни основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы, канку являлось символом Международной Организации Кёкусинкай и ассоциировалось с самим стилем Кёкусинкай. Однако появившиеся в середине 90-х годов Федерации, развивающие Кёкусинкай, имели свои собственные символы (например, «большая волна» у IFK, «кокоро» у WKO, «вихрь» у IBK).
ДОДЗЁ КУН
Свод правил поведения в Додзё и обществе, написаный Масутацу Ояма и Эйджи Йошикава
В системе «Киокушинкай каратэ-до» есть определенный свод правил поведения спортсмена как в Додже, так и в обществе. Принято, чтобы спортсмены повторяли Додзё Кун после каждого занятия. Додзё Кун написан Сосаем Масутацу Ояма и Эйджи Йошикава, автором знаменитой повести о жизни и подвигах величайшего бойца Японии на мечах — Миямото Мусаси. В Японии Масутацу Ояма часто называют Миямото Мусаси 20-го века, и именно эта повесть Йошикавы вдохновила Сосая на уединение и тренировки в горах. Додзё Кун читается на русском языке
Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.
Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства все время были на готове.
С истинным рвением, мы будем стремиться культивировать дух самоотрицания.
Мы будем соблюдать правила этикета, уважения к старшим и воздерживаться от насилия.
Мы будем следовать нашим богам и никогда не забудем истинную добродетель скромности.
Мы будем стремится к мудрости и силе, не ведая других желаний.
Всю нашу жизнь через изучение каратэ мы будем стремится выполнить истинное предназначение пути Киокушинкай.
Значение Додзё Куна
Первый пункт клятвы: «Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа».В этом пункте выражено главенство духовного начала в занятиях каратэ. Дисциплина каратэ выступает средством для обретения духовности. Здесь три ключевых понятия: «сердце», «тело» и «дух». «Сердце» — это концентрация чувств, эмоциональный центр. «Дух» подразумевает под собой совокупность черт характера, знаний и убеждений. Это внутренний стержень, умение противостоять слабостям. За счет тренировки тела крепчает дух и сердце. Важно уметь преодолевать трудности не только на тренировке, но и в жизни.
Второй пункт клятвы: «Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства все время были наготове».Ключевые слова «воинский путь» и «быть наготове». «Воин» — это человек, который отличается от других силой Духа (так, сильный духом может прийти на тренировку, когда хочется спать), это победитель, это боец. Воин обладает такими качествами как смелость, целеустремленность, упорство, отсутствие гордыни, порядочность и пр. и должен действовать на базе общечеловеческих ценностей, таких как жизнь, мораль, свобода…Это состояние души. Смысл воинского пути (пути боевого искусства) состоит в победе над собой, в преодолении слабостей, страха, в умении терпеть боль, в безупречности и неуязвимости, в борьбе со страстями и ленью, преодолении эгоизма… «Быть наготове» означает быть готовым к любым жизненным ситуациям и по необходимости, не теряя контроль над собой, применить те черты характера, которые нужны для победы.
Третий пункт клятвы: «С истинным рвением мы будем стремиться культивировать дух самоотрицания». «Дух самоотрицания» — это борьба с самим собой, со своим эгоизмом, гордыней, завистью и с другими препятствиями на пути духовного совершенствования. Нужно учиться преодолевать трудные ситуации лицом к лицу, проявляя смелость, понимать, где добро и зло, и как поступать правильно. В комплексе все это составляет суть духовной эволюции человека, равно как победа над собой является её конечной целью. «С истинным рвением» — значит с упорством, от души, с большим внутренним желанием все силы направлять на культивирование и воспитание духа самоотрицания, что, в свою очередь, означает отрицание собственных достоинств и заслуг. Не нужно ждать похвалы за то, что Вы сделали что-то хорошее: «Каких бы высот Вы не добились, сколько бы побед не было за Вашими плечами, Вы все еще находитесь в начале пути…»
Четвертый пункт клятвы: «Мы будем соблюдать правила этикета, уважение к старшим и воздерживаться от насилия». Этикет — свод правил поведения в обществе. Этикет включает в себя уважение к старшим и воздержание от насилия. Соблюдение этикета необходимо как на тренировках, так и в повседневной жизни. Нужно быть вежливым, тактичным, избегать грубости, не использовать в речи нецензурных выражений. «Старшинство» — не только возрастной показатель, умудренность жизнью, также это знак духовной зрелости, способности вести за собой по Истинному Пути. От старших исходит наставничество, передача традиций, знаний, искусства. Уважая старших, вы тем самым вызываете уважение к себе. «Воздержание от насилия» подразумевает под собой насилие над кем-то против его воли. «Каратэ учит избегать сражения,пока оно не окажется неизбежным» — Масутацу Ояма. Изучая каратэ, вы получаете оружие, которое может использоваться только для самообороны, либо для защиты близких людей. Провоцирование драк, желание доказать свое превосходство в уличной драке недопустимо.
Пятый пункт клятвы: «Мы будем следовать нашим богам и никогда не забудем истинную добродетель скромности». Высшие идеалы — это то, как человек должен вести себя в жизни. Среди них, защита слабых, отсутствие гордыни и пр. Скромность у человека должна быть на первом месте. Как гласит известная поговорка: «Не надо о себе громко кричать, пусть другие о тебе скажут тихо».
Шестой пункт клятвы: «Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». «Желания могут быть как плохие, так и хорошие. Стремясь к мудрости, вы учитесь отличать хорошие желания от плохих. Сила нужна для того, чтобы устоять перед соблазнами, перед плохими желаниями». «Истинная ведущая сила, которая правит человеком — сила духа. Физическая сила — это лишь её проявление» Масутацу Ояма. Именно духовная сила позволяет постепенно обретать мудрость, без влечения к мудрости боевое искусство, как путь, теряет смысл. Мудрость — это опыт, который складывается из каких-то действий, к которым побуждает сила. Таким образом, совершая физические действия, человек накапливает силу, а, совершая ошибки, становится мудрым. В каратэ участие в соревнованиях способствует приобретению опыта, а победа или проигрыш при должном анализе — приобретению мудрости.
Седьмой пункт клятвы: «Всю нашу жизнь, через изучение каратэ, мы будем стремиться выполнить истинное предназначение пути Киокушинкай». Истинное предназначение — это духовное и физическое совершенствование. Постижение каратэ видится как дело всей жизни, ибо это Путь, устремленный в бесконечность, а не спортивная карьера, завершающаяся на пьедестале почета. Тот, кто ощутил его как свой Путь, будет стремиться к достижению идеалов Будо всю свою жизнь, одолевая шаг за шагом самого себя.